Что изменится в законодательстве с 2022 года
В 2021 году началась переаккредитация удостоверяющих центров (УЦ) по новым правилам. На данный момент аккредитацию получили 24 из 322 ранее работавших УЦ.
УЦ «Калуга Астрал» успешно прошёл аккредитацию по новым требованиям 63-ФЗ и получил статус «Аккредитованный удостоверяющий центр» (сокращённо — АУЦ).С 1 января 2022 года все коммерческие УЦ, в том числе УЦ «Калуга Астрал», утратят право выпуска сертификатов на руководителей организаций и ИП. Электронную подпись руководителя можно будет получить только при обращении в УЦ ФНС России или к доверенным лицам УЦ ФНС.
С 1 января 2022 года сотрудникам, чьи руководители получили электронную подпись ФНС, понадобятся собственные электронные подписи. Получить их сотрудники смогут в аккредитованных УЦ. Кроме ЭП, им потребуется машиночитаемая доверенность.
Какие подписи будут работать в 2022 году
Согласно разъяснениям Минцифры, часть выданных сертификатов ЭЦП будут действительны в 2022 году, часть — прекратят своё действие.
Если до 31 декабря 2021 года УЦ, аккредитованный по новым требованиям 63-ФЗ, выдал ЭП, то такая подпись продолжит действовать до конца своего срока. После этого её нужно будет заменить по новым правилам.
Электронные подписи, выданные УЦ «Калуга Астрал» до 31 декабря 2021 года, можно будет использовать до истечения срока действия сертификата.Если УЦ, выдавший подпись до 1 июля 2021 года, не проходил аккредитацию по новым правилам или не получил статус аккредитованного, то такой сертификат ЭП можно использовать до 31 декабря 2021 года. С 1 января он станет недействительным.
Проверить, прошёл ли ваш УЦ аккредитацию по новым правилам, можно на сайте Минцифры.
В 2022 году изменится схема применения ЭЦП при подписании электронных документов и отчётности. Сейчас руководитель может получить в любом аккредитованном по новым правилам УЦ подпись на имя организации, оформить доверенность на бухгалтера или другого ответственного сотрудника, и этот сотрудник подписывает электронные документы подписью организации.
В 2022 году руководители организаций и ИП будут получать подпись на себя в УЦ ФНС или доверенных лиц ФНС. А сотруднику, который отвечает за сдачу отчётности, потребуется ЭЦП на своё имя и машиночитаемая доверенность. ЭЦП и МЧД для сотрудников будут выдавать УЦ, аккредитованные по новым правилам.
Применение машиночитаемой доверенности также станет обязательным с 1 января 2022 года. Но до сих законодательно не проработан весь процесс выдачи МЧД, а реформа затрагивает не только УЦ, но и всех участников рынка, применяющих ЭДО, поэтому власти задумались о введении переходного периода.
Что делать бизнесу
Электронная подпись нужна всем, кто сдаёт электронную отчётность. Если подойдёт срок сдачи отчётности, а у компании или ИП не будет сертификата, подписать и сдать отчёты не получится, а это чревато штрафами и другими санкциями, вплоть до приостановки деятельности. Поэтому нужно заранее позаботиться о том, чтобы с 1 января 2022 года у вас был действующий сертификат ЭЦП.
УЦ «Калуга Астрал» запустил для своих клиентов акцию @ZABOTA. До 31 декабря 2021 года обратитесь за перевыпуском сертификата ЭП, и в течение 15 месяцев подпись будет работать как раньше: бухгалтер весь год сможет подписывать документы подписью руководителя, ему не понадобится личная подпись и МЧД.Тем, у кого нет сотрудников и кто самостоятельно подписывает все документы и сдаёт отчётность, удобно сразу получить сертификат ЭЦП в ФНС. Что для этого нужно сделать:
- подать заявление на выдачу сертификата — лично или через форму на сайте налоговой;
- выбрать носитель, на который ФНС запишет электронную подпись;
- прийти в ИФНС инспекцию, чтобы подтвердить свою личность, взяв с собой паспорт, СНИЛС, носитель-токен и сертификат соответствия на токен;
- подготовить рабочее место: купить средство криптозащиты КриптоПро CSP, установить его на компьютер, а затем загрузить сертификат ЭП.
У многих федеральных порталов и площадок свои требования к ЭП. Например, нужны специальные расширения (OIDы) для работы с электронными закупками, в системах СМЭВ и Росреестра. Электронная подпись от ФНС выпускается без расширений, поэтому она не подходит для работы на таких площадках. Этот вопрос пока законодательно не урегулирован. Поэтому при выборе УЦ следует учесть, где будет использоваться подпись.Если руководитель организации или ИП с работниками решил получить подпись в УЦ ФНС, следует позаботиться также об ЭЦП для уполномоченных сотрудников. В файле такой подписи будут указаны только ФИО сотрудника. За её получением следует обратиться в УЦ, прошедшие переаккредитацию (АУЦ). Также потребуется личный визит, предъявление паспорта и СНИЛС.
Если УЦ получил аккредитацию по новым правилам, то все сертификаты, которые он выпустил в 2021 году, будут действительны до конца своего срока. Тем, у кого есть такой сертификат, необязательно в срочном порядке перевыпускать подпись — это можно сделать, когда подойдёт к концу срок её действия.
Памятка: как работать с ЭЦП по новым правилам
Самый удобный выход для бизнеса — перевыпустить сертификат заранее и сохранить действующую схему работы с электронной подписью в 2022 году. Сертификат для работы с сервисами «1С-Отчётность» и «Астрал Отчёт 5.0» будет перевыпущен бесплатно. Сертификаты для «Астрал Отчёт 4.5» и «Астрал-ЭТ» перевыпускаются по льготному тарифу. Кроме того, для всех продуктов реализовано безбумажное продление — если реквизиты организации и руководителя не менялись, перевыпустить сертификат можно по упрощённой схеме.