Кто применяет ОСНО
Применять ОСНО должны ИП, у которых численность сотрудников превышает 100 человек. Кажется много, но если ИП занимается производством (например, выпечкой хлебобулочных изделий) и еще имеет много торговых точек или выполняет строительные или ремонтные работы, то такое вполне возможно. Но мы то говорим о предпринимателях совсем без работников, им-то зачем ОСНО?
Есть и иные критерии, которые не позволяют применять спецрежимы — выручка, к примеру. Если она у ИП больше 200 млн в год (это максимальный предел, даже учитывая переходный период в 2021 году), то без общей системы не обойтись. Не смотрите на крупную сумму. Да, это более 16 млн в месяц в среднем, но если продавать автомобили, спецтехнику, дорогое оборудование, то выручка уже не кажется такой нереальной. А заниматься перепродажей ИП может и не имея персонала.
У организаций причин потерять право на ту же упрощенку еще больше, например, достаточно открыть филиал или продать долю в уставном капитале более 25% другой компании. Тут уже ни выручка, ни количество сотрудников значения иметь не будут.
Еще одна причина, которая заставляет работать с НДС — менталитет покупателей и их желание сэкономить на налогах. В торговле, грузоперевозках и ряде других видов деятельности, если ваши клиенты — организации на ОСНО, то они предпочтут работу с поставщиком или исполнителем, который выставляет НДС, т.к. смогут принять налог к вычету.
Итак — даже если вы ИП или директор организации, где нет сотрудников, то не обязательно будете применять спецрежим. А, если вы — плательщик НДС то выбора — как сдавать декларацию по налогу — нет, она может быть только электронной. Вот первая причина для использования электронной отчетности—обязанность по закону при применении общей системы налогообложения и соответственно НДС.
Почему не бывает ООО без сотрудников
Если с ИП все понятно — он один, и себя за работника не считает —, то ООО не может обойтись без сотрудника, им будет, как минимум, директор. Но, допустим, что наш директор — альтруист и готов не платить себе зарплату, какие отчеты ему нужно сдать и будут ли какие-то трудности?
Начнем с проблем — ФНС считает, что директор не может работать бесплатно, пусть он и единственный учредитель и ему было бы достаточно дивидендов. Поэтому смельчака, который собирается отказать себе в зарплате, ждут и зарплатные комиссии, и требования предоставить пояснения об отсутствии выплат и соответственно отдельных отчетов, и возможные доначисления, т.к. налоговая посчитает, что зарплата не начислялась незаконно и насчитает ее вместе с НДФЛ и взносами, хотя бы по минималке.
И, давайте будем честны, руководитель, как и любой другой работник, может заболеть, а, в отсутствии зарплаты, выплаты по больничному будут рассчитаны, исходя из МРОТ. Если директор — не единственный участник общества, и другие решат сменить руководство, то при увольнении он даже не сможет рассчитывать на какие-либо выплаты, т.к. отсутствуют начисления для расчета среднего заработка — никаких компенсаций неиспользованного отпуска или выходного пособия. Тем более невыгодно отсутствие зарплаты постороннему лицу — наемному директору.То, что трудовой договор директор не заключал, аргументом не является, ведь, если велась деятельность и он был фактически допущен к работе, значит ТД по факту заключен.
Даже если не будет претензий от налоговых органов и не пугает отсутствие соцпакета, то невыплата зарплаты означает, что можно не сдавать только один отчет — расчет 6-НДФЛ. РСВ и СЗВ-М подавать нужно, как и форму 4-ФСС.
СЗВ-М ежемесячная форма, РСВ и 4-ФСС подаются каждый квартал. Готов ли руководитель отвозить регулярно отчеты в налоговую, Пенсионный фонд и Фонд соцтрахования лично или отправлять их почтой? Может все же проще подключить электронную отчетность?