С учетом введения новых стандартов, были внесены изменения в ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», которые устанавливают новые требования к отражению информации о нематериальных активах и капитальных вложениях в них в бухгалтерском учете организаций.
ФСБУ 14/2022 и ФСБУ 26/2020 (в редакции приказа № 87н) заменяют ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» и ПБУ 17/02 «Учет расходов на НИОКР».
Разъяснения по изменениям в учете и различиям между ФСБУ 14/2022 и прежними ПБУ подробно представлены в информационном сообщении Минфина от 18.07.2022 № ИС-учет-40.
Критерии НМА 2024
С 2024 года включены в категорию нематериальных активов активы, которые соответствуют критериям из пункта 4 стандарта:
- имеют нематериальную форму, но могут быть идентифицированы;
- предназначены для использования в течение более 12 месяцев или длительного операционного цикла;
- способны приносить экономическую выгоду в будущем;
- организация обладает исключительным или неисключительным правом на актив в соответствии с лицензионным договором или другими разрешительными документами;
- доступ к активу может быть ограничен для других лиц.
Стандарт ФСБУ 14/2022 внес изменения в учет программ, справочных систем, лицензий и прочих активов. Теперь, согласно новым правилам, в состав нематериальных активов включаются неисключительные права, полученные по лицензионным договорам, а также права и разрешения на осуществление деятельности. В то же время из списка нематериальных активов исключены товарные знаки, знаки обслуживания, созданные организацией самостоятельно.
Подробные примеры активов, относящихся к нематериальным и не включенных в эту категорию, приведены в таблице.
Таблица. Примеры активов, которые являются НМА и которые к НМА не относятся по ФСБУ 14/2022:
Вид актива |
HMA |
Не HMA |
Программное обеспечение |
Исключительное право на компьютерную программу (п. 4 ФСБУ 14/2022) со сроком > 12 месяцев |
Стандартная программа, например, Windows, установленная, на компьютере при его покупке. Входит в стоимость компьютера — основного средства или запаса (ФСБУ 6/2020, ФСБУ 5/2019) |
Сайты |
Сайт, на который у компании есть исключительные права |
Доступ на сайт по лицензионному договору, если компания не контролирует выгоды от него и доступ других лиц (подп. «г» п. 4 ФСБУ 14/2022) |
Справочная система, электронный журнал, электронный журнал,данных, права на другие компьютерные программы,полученные по лицензионным договорам |
Программы и базы, установленные на вашем компьютере/сервере (подп. «г» п. 4 ФСБУ 14/2022) со сроком > 12 месяцев |
Программы и базы, в которые вы, заходите через интернет/облако и которые установлены на инфраструктуре поставщика /могут быть удаленно отключены |
Товарный знак /фирменное наименование/ знак обслуживания |
Исключительное или неисключительное право на товарный знак / знак, обслуживания, исключительное обслуживания, исключительное право на фирменное наименование, которое приобрели по договору (п. 4, 6 ФСБУ 14/2022) |
Исключительное право, которое компания создала самостоятельно (п. 8 ФСБУ 14/2022) |
Научные открытия разработки и технологические |
Разработки, результат которых оформлен, например, в виде изобретения, полезной модели, промышленного образца, ноу-хау и т.п. (п. 11, 12 ФСБУ 14/2022), которые можно применять в самой организации |
Научные исследования и разработки без результата, т.е. результат которых не оформлен (п. 17.3 ФСБУ 26/2020); Затраты на стадии НИОКР. |
Авторские произведения |
Произведение литературы и искусства, в т.ч. музыкальное, кинофильм, видеоролик, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт (п. 11, 12 ФСБУ 14/2022) |
Произведения, права на которые не оформлены (подп. «г» п. 4 ФСБУ14/2022) |
Гудвил (НМА, который создается, когда одна компания приобретает другую по цене, превышающей стоимость ее чистых активов) |
Гудвил, созданный не силами самой компанией (п. 10 ФСБУ 14/2022), |
|
Информация о клиентах, базы данных |
Информация о клиентах, приобретенная по договору (п. 4 ФСБУ 14/2022) |
Информация о контрагентах, созданная своими силами (п. 4 ФСБУ 14/2022) |
Прочие активы |
|
|
Новые понятия и определения ФСБУ 14/2022
Балансовая стоимость объекта НМА — изначальная (переоцененная) цена объекта с вычетом накопленной амортизации и обесценения (п. 29 ФСБУ 14/2022).
Группа НМА — совокупность объектов НМА одного типа, объединенных на основе схожего способа использования (п. 12 ФСБУ 14/2022).
Организация устанавливает лимит стоимости самостоятельно. Предел стоимостного лимита не определен, но должен учитывать значимость информации об активах. Стандарт не применяется к активам, стоимость которых ниже лимита (п. 7 ФСБУ 14/2022).
Малоценные НМА — активы, цена которых ниже установленного организацией лимита (п. 7 ФСБУ 14/2022).
Материальные носители (вещи), содержащие результаты интеллектуальной деятельности, могут быть учтены либо в рамках объекта НМА, либо отдельно (подп. «и» п. 8 ФСБУ 14/2022).
Элементы амортизации НМА (п. 42 ФСБУ 14/2022):
- Срок полезного использования;
- Ликвидационная стоимость;
- Способ начисления амортизации.
Ликвидационная стоимость — сумма, которую получила бы организация при выводе НМА с учетом предполагаемых издержек на вывод (п. 35 ФСБУ 14/2022). В большинстве случаев ликвидационная стоимость НМА равна 0, за исключением ситуаций, когда:
- НМА торгуется на активном рынке;
- При гарантированном выкупе НМА по завершении его срока использования.
Переход на учет по ФСБУ 14/2022
План перехода на учет НМА по ФСБУ 14/2022:
1. Проверка наличия НМА.
2. Проведение инвентаризации.
3. Группировка активов.
4. Установление стоимостного лимита.
5. Выбор способа перехода.
6. Внесение изменений в учетную политику.
7. Бухгалтерские проводки по отражению перехода.
Проверка наличия НМА
Необходимо проверить наличие активов на балансе, которые могут быть отражены как НМА (нематериальные активы) в соответствии с ФСБУ 14/2022 или как капитальные вложения в НМА по ФСБУ 26/2020. Для этого сформируйте ОСВ (оборотно-сальдовую ведомость) по счетам, на которых отражаются НМА и связанные с ними расходы: 04, 05, 08, 20–29, 44, 97.
Проверьте каждый объект или затрату на соответствие признакам НМА или капитальных вложений в них.
Обратите внимание на срок использования актива. Если все остальные признаки из пункта 4 ФСБУ 14/2022 соблюдены:
- Если срок использования составляет более 12 месяцев, то актив относится к НМА.
- Если срок использования составляет менее или равно 12 месяцев, то актив не относится к НМА.
Инвентаризация
Проверку НМА (нематериальных активов) и капитальных вложений в них при переходе на ФСБУ 14/2022 можно провести в рамках годовой инвентаризации или отдельно. В первую очередь рекомендуется проверить НМА, которые отражены на счете 04, а также суммы амортизации, начисленной по ним, на счете 05. При проверке этих активов рекомендуется выполнить следующие шаги:
1. Проверить наличие документов, подтверждающих права на использование данных активов.
2. Оценить, сохраняют ли они статус НМА после перехода на ФСБУ 14/2022.
3. Определить первоначальную стоимость, срок полезного использования и сумму начисленной амортизации.
4. Проверить наличие признаков обесценения.
5. Оценить возможность установить ликвидационную стоимость.
Затем следует проверить затраты, связанные с НМА, на соответствие признакам капитальных вложений в НМА по ФСБУ 26/2020. Проверьте следующие счета:
- 08 "Капитальные вложения во внеоборотные активы";
- 20–29 - счета учета расходов на производство;
- 44 "Коммерческие расходы" по расходам на товарные знаки и бренды;
- 97 "Расходы будущих периодов".
Инвентаризацию НМА и связанных с ними затрат можно провести как до 31 декабря 2023 года, так и после, но до составления первой отчетности за 2024 год. Главное - проверять объекты по состоянию на 31 декабря 2023 года.
Результаты проверки можно оформить бухгалтерской справкой по образцу унифицированного бланка ИНВ-1а "Инвентаризационная опись нематериальных активов". В этой справке также следует отразить затраты, которые теряют статус капитальных вложений в НМА или, наоборот, приобретают его.
Группировка активов
По результатам инвентаризации НМА (нематериальных активов) следует разделить их на три группы:
1. Группа 1 - объекты, которые всегда были и будут НМА.
2. Группа 2 - объекты, которые ранее были НМА, но теперь не относятся к этой категории.
3. Группа 3 - объекты, которые теперь признаются НМА, но ранее не относились к ним.
Это необходимо для определения корректировок в учете при переходе на новые правила.
Для объектов первой группы следует проверить необходимость корректировки амортизации, обесценения или срока полезного использования. Это может потребоваться при выборе способа перехода на новый стандарт.
Объекты второй группы, например, товарные знаки, созданные собственными силами, не признаются НМА в соответствии с пунктом 8 ФСБУ 14/2022. Поэтому к ним не применяются правила ФСБУ 26/2020 относительно капитальных вложений в НМА.
Информацию о выбывающих из состава НМА объектах следует отразить в инвентаризационной описи или бухгалтерской справке. Такие НМА списываются с учета, но учитываются на забалансовом счете.
Объекты третьей группы, которые теперь признаются НМА, а ранее относились к другим активам, должны быть поставлены на учет. Это могут быть неисключительные права, полученные по лицензионному договору, которые ранее учитывались на 97 счете (например, лицензия на программное обеспечение, если срок лицензии более 12 месяцев), или права/разрешения на ведение определенной деятельности (например, лицензия на алкоголь, медицинскую или образовательную деятельность).
При анализе следует учитывать первоначальный, а не остаточный срок, к которому относится актив или расход. Перечень таких активов следует оформить бухгалтерской справкой, актом, описью, протоколом и т.д. На основании такого документа активы могут быть поставлены на учет как объекты НМА.
Стоимость НМА
Лимит стоимости НМА (нематериальных активов) устанавливается организацией самостоятельно. Согласно пункту 7 ФСБУ 14/2022 новый стандарт не применяется к активам, стоимость которых ниже установленного лимита. Таким образом, лимит стоимости НМА устанавливается с целью упрощения учета.
Однако важно не перестараться и установить лимит стоимости с учетом существенности информации о таких активах.
Вариантом может быть установление такого же лимита для НМА, как в налоговом учете, например, 100 000 рублей (согласно п. 1 ст. 256 НК ). Однако необходимо проверить, не приведет ли это к единовременному списанию всех малоценных НМА на расходы в момент перехода, что может существенно повлиять на отчетность. Для этого следует сравнить показатели бухгалтерского баланса на 31 декабря 2023 года по строке 1110 (НМА) и отчета о финансовых результатах за 2023 год по строке 1220 "Себестоимость продаж", где учитывается амортизация списываемых НМА. Если влияние окажется существенным, необходимо уменьшить величину стоимостного лимита.
Выбор лимита стоимости НМА является индивидуальным. С одной стороны, более высокий лимит упрощает учет, так как не требуется проверка НМА на обесценение, пересмотр элементов амортизации и т.д. (согласно пунктам 42, 43 ФСБУ 14/2022). С другой стороны, высокий лимит может привести к уменьшению чистых активов и валюты баланса компании, что может сделать финансовую отчетность менее привлекательной для кредиторов и инвесторов.
Анализ последствий выбора лимита стоимости НМА
Для определения размера лимита по стоимости НМА (нематериальных активов) на основе профессионального суждения можно использовать, например, 100 000 рублей, как указано в Налоговом кодексе. Чтобы проверить соответствие этого лимита требованиям ФСБУ, выполните следующие действия:
1. Возьмите уровень существенности, установленный в учетной политике вашей компании для целей бухгалтерского учета. Обычно этот уровень равен 5% от суммы строки баланса.
2. Сложите стоимость всех НМА, которые находятся ниже проверяемого лимита. Влияние на отчетность проверяется по всем НМА, которые потенциально будут списаны единовременно в момент перехода. Таким образом, сумма всех малоценных НМА может превышать проверяемый лимит - это нормально.
3. Умножьте данные по строке 1110 "Нематериальные активы" в балансе на 31 декабря 2023 года на уровень существенности из пункта 1 и сравните полученный результат с суммой всех малоценных НМА из пункта 2.
4. Умножьте данные по строке 1220 "Себестоимость продаж" в отчете о финансовых результатах за 2023 год на уровень существенности и сравните полученный результат с суммой всех малоценных НМА.
Если сумма всех малоценных НМА меньше результатов третьего и четвертого действия по отдельности, то установленный лимит стоимости НМА подходит.
При необходимости лимит можно увеличить. Если сумма всех малоценных НМА превышает результаты третьего и четвертого действия, то лимит следует уменьшить. Установленный лимит необходимо прописать в учетной политике.
С 2024 года малоценные НМА после завершения всех капитальных вложений в них списываются сразу на расходы текущего периода, согласно пункту 7 ФСБУ 14/2022.
Контроль за наличием и движением малоценных НМА следует вести на забалансовом счете.
Астрал Отчет 5.0 — надежный сервис, который упростит сдачу отчетности. Его преимущества:
-
Простота в использовании: даже новичок сможет быстро разобраться с работой сервиса.
-
Экономия времени: все необходимые функции и инструменты всегда под рукой.
-
Безопасность ваших данных: сервис обеспечивает надежное хранение вашей отчетности.
-
Оперативность: массовый импорт в один клик и возможность отправить отчеты за несколько компаний.
Как перейти на новый стандарт
Для перехода на новый стандарт ФСБУ 14/2022 существуют три варианта:
1. Перспективный переход: доступен только для организаций с правом на упрощенный бухучет. Остальные варианты перехода доступны всем компаниям.
2. Упрощенная ретроспектива: применяется для компаний без права на упрощенный бухгалтерский учет.
3. Полная ретроспектива: также применяется для компаний без права на упрощенный бухгалтерский учет.
Право на упрощенный бухгалтерский учет имеют три категории организаций:
- Малые предприятия с доходом до 800 млн рублей и численностью до 100 человек.
- Участники проекта "Сколково".
- Некоммерческие организации.
При этом эти компании не должны подлежать обязательному аудиту, согласно критериям, установленным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ (например, выручка менее 800 млн рублей, сумма активов баланса до 400 тысяч рублей и другие критерии).
Компании, не имеющие права на упрощенный бухгалтерский учет, должны использовать ретроспективный пересчет: полный или упрощенный.
Выбранный способ перехода организация должна раскрыть в пояснениях к первому бухгалтерскому отчету за 2024 год, согласно пункту 56 ФСБУ 14/2022, п. 21 ПБУ 1/2008.
Перспективный переход
Перспективный переход на ФСБУ 14/2022 доступен компаниям с правом на упрощенный бухгалтерский учет.
При перспективном способе перехода новые правила применяются только к нематериальным активам (НМА), приобретенным и созданным после 1 января 2024 года, согласно пункту 55 ФСБУ 14/2022. Порядок учета объектов, которые были поставлены на учет до перехода, не изменяется.
Однако, даже если компания имеет право на перспективный переход, она может выбрать полный или упрощенный ретроспективный пересчет для обеспечения более достоверной информации в бухгалтерской отчетности.
Последствия перехода должны быть обоснованы в бухгалтерской справке и раскрыты в бухгалтерской отчетности за 2024 год.
Если компания все же выбирает перспективный переход, она может признавать капитальные вложения в НМА как расходы текущего периода, согласно подп. «б» п. 4 ФСБУ 26/2020. Этот выбор должен быть прописан в учетной политике.
При перспективном переходе ранее учтенные расходы будущих периодов, которые не соответствуют критериям НМА, продолжают списываться до полного исчерпания, а новые аналогичные затраты признаются сразу в расходах.
При перспективном переходе не требуется корректировать предыдущий учет.
Упрощенная ретроспектива
Упрощенный ретроспективный пересчет подходит компаниям, которые не имеют права на упрощенный бухгалтерский учет и не представляют консолидированную отчетность, согласно рекомендации Фонда НРБУ «БМЦ» от 13.10.2023 № Р-155/2023-КпР.
При упрощенной ретроспективе порядок действий зависит от группы активов: активы, которые остались НМА, активы, которые потеряли статус НМА, и активы, которые приобрели статус НМА.
Для активов, которые остались НМА, необходимо пересмотреть элементы амортизации, рассчитать оставшийся срок полезного использования и ликвидационную стоимость. Это особенно важно, если в балансе организации есть полностью самоамортизированные НМА, которые продолжают использоваться. Однако такой ситуации быть не должно. Изменение суммы накопленной амортизации при пересчете отражается как изменение оценочных значений, согласно подпункту "а" пункта 53 ФСБУ 14/2022.
Амортизация по новым правилам начисляется с первого месяца перехода на ФСБУ 14/2022. Пересчет балансовой стоимости НМА за прошлые годы не требуется, согласно пункту 53 ФСБУ.
В этом случае проводки по учету корректировок аналогичны учету при полной ретроспективе, но не затрагивают счет 04. Счет 84 не используется. Показатели за 2023 год не изменяются.
Для активов, которые потеряли статус НМА, их необходимо списать с учета с использованием счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", согласно подпункту "в" пункта 53 ФСБУ 14/2022. Списанные НМА, потерявшие свой статус, учитываются далее на забалансовом счете.
Для активов, которые приобрели статус НМА, их необходимо поставить на учет и отразить на счете 04, согласно подпункту "б" пункта 53 ФСБУ 14/2022). Амортизация по таким активам начисляется с первого месяца перехода. Для таких активов необходимо определить первоначальную стоимость, оставшийся срок полезного использования, ликвидационную стоимость и способ амортизации. Расходы, ранее учитываемые на счете 97 и соответствующие признакам НМА и установленному организацией лимиту стоимости НМА, переносятся на счет 04.
Например, это могут быть расходы на неисключительные права пользования объектами интеллектуальной собственности, полученные по лицензионным договорам. Если эти расходы не соответствуют признакам НМА, их следует списать в расходы в межотчетном периоде (до 31 декабря 2023 года в 23:59:59) после завершения года и составления отчетности за этот год.
Ретроспективный переход
Этот способ обеспечивает максимально достоверную отчетность после перехода на ФСБУ 14/2022. При упрощенной ретроспективе происходит пересчет балансовой стоимости НМА и амортизации, как если бы компания применяла новые правила с момента возникновения НМА, согласно пункту 52 ФСБУ 14/2022.
Отчетность за прошлые годы не исправляется, а в балансе за 2024 год корректируются данные за два предыдущих года. Также в отчете о финансовых результатах за 2024 год корректируются сравнительные показатели за 2023 год.
Конкретный порядок перехода, снова же, зависит от группы НМА.
- Объекты, которые сохранили статус НМА.
Такие НМА оставьте на балансе. По ним необходимо:
-
проверить актив по критериям признания в составе НМА (п. 4 ФСБУ 14/2022);
-
установить срок полезного использования НМА (п. 30 ФСБУ 14/2022);
-
определить ликвидационную стоимость НМА (п. 35–37 ФСБУ 14/2022);
-
установить способы амортизации (п. 40 и 41 ФСБУ 14/2022);
-
определить первоначальную стоимость НМА и по новым правилам откорректировать счет 04 (п. 9–11 ФСБУ 14/2022).
При переходе на ФСБУ 14/2022 изменения балансовой стоимости НМА списываются на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", если они не затрагивают другие статьи бухгалтерского баланса, согласно пункту 54 ФСБУ 14/2022. Перерасчет амортизации должен быть выполнен за все годы начисления и скорректирован на счете 05.
Разницу, возникшую в результате корректировки счетов 04 и 05, следует отразить на счете 84, согласно пункту 54 ФСБУ 14/2022. Перерасчет необходимо выполнить в межотчетный период - 31 декабря (после завершения года и составления бухгалтерской отчетности за этот год, но до 1 января следующего года, когда начинается применение ФСБУ 14/2022).
- Объекты, которые потеряли статус НМА.
Эти объекты требуется списать с учета с учета. Для этого сделайте корректировку счетов 04 и 05 с использованием счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
-
Объекты, которые обрели статус НМА.
При полной ретроспективе перевод РБП (расходов будущих периодов) в НМА отражается в два этапа.
На первом этапе необходимо выполнить прямые проводки:
- Списать с кредита счета 97 и зачислить на дебет счета 04 сумму, которая изначально была отражена на счете 97.
- Зачислить на кредит счета 05 и списать с дебета счета 97 сумму, которая была списана в расходы со счета 97 до момента перехода.
На втором этапе необходимо скорректировать первоначальную стоимость нового НМА и сумму начисленной амортизации через счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". При полной ретроспективе входящие остатки на 1 января 2024 года должны быть такими, как если бы компания применяла новые правила с самого начала возникновения НМА, согласно пункту 52 ФСБУ 14/2022.
Для бывших РБП необходимо определить первоначальную стоимость на момент их приобретения в соответствии с правилами ФСБУ 14/2022, первоначальный (не оставшийся) срок полезного использования, рассчитать новую сумму амортизации и, при необходимости, установить ликвидационную стоимость и другие параметры. Затем первоначальную стоимость НМА следует скорректировать на счете 04 в корреспонденции со счетом 84, а сумму начисленной амортизации - на счете 05, также в корреспонденции со счетом 84.
При сдаче отчетности рекомендуется использовать сервис Астрал Отчет 5.0, который позволяет быстро, легко и надежно сдавать документы в контролирующие органы. Более подробную информацию о сервисе и возможность выбора оптимального тарифа можно найти на сайте.
Упростите сдачу отчетности с сервисом Астрал Отчет 5.0: благодаря ему сдавать документы в контролирующие органы быстро, легко и надежно.
Внесение изменений в учетную политику
ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы» обязательны к применению с 2024 года, поэтому факт начала применения стандарта не требуется закреплять в учетной политике, так как нет права выбора.
В учетной политике необходимо заменить все ссылки на старые ПБУ 14/2007 и ПБУ 17/02 по учету НМА и НИОКР на новое ФСБУ 14/2022 в тех частях, где правила учета не отличаются.
Следует прописать следующие изменения в учетной политике, связанные с новыми правилами по учету нематериальных активов:
1. Установить лимит по стоимости НМА и уровень существенности.
2. Описать порядок контроля за объектами, которые не признаются НМА, и при необходимости добавить новый забалансовый счет в рабочий план счетов.
3. Указать виды и группы нематериальных активов, определить для каждой группы способ амортизации и учета.
4. Определить способ оценки объектов НМА после их признания, обычно это первоначальная стоимость.
5. Установить периодичность и способы переоценки, а также порядок списания накопленной дооценки (в случае выбора способа оценки НМА по переоцененной стоимости).
6. Определить даты начала и прекращения амортизации (с даты признания или выбытия НМА или с 1 числа следующего месяца).
7. Установить способ амортизации (линейный, способ уменьшаемого остатка или пропорционально выпуску) для каждой группы НМА и периодичность ее начисления.
8. Описать порядок проверки элементов амортизации (один раз в конце года или чаще).
9. Указать способ перехода на ФСБУ 14/2022(перспективный, упрощенный, ретроспективный).
10. Для малых предприятий и некоммерческих организаций без обязательного аудита можно принять упрощения, такие как не признавать активы с признаками НМА к учету по ФСБУ 14/2022, а вместо этого признавать затраты на их приобретение, создание или улучшение единовременно по мере их несения (согласно подп. «б» п. 4 ФСБУ 26/2020).
11. Для некоммерческих организаций с 2024 года обязательно начислять амортизацию по НМА по общим правилам, и порядок такого начисления следует прописать в учетной политике.
Бухгалтерские проводки по отражению перехода
При перспективном способе перехода на ФСБУ 14/2022 не требуется выполнять переходящие проводки.
Переходные проводки делаются только при полной или упрощенной ретроспективе и формируются в межотчетный период.
Согласно рекомендациям Минфина от 26.12.2023 № 07-04-09/126152, межотчетный период - это период между отчетным периодом и периодом, предшествующим отчетному.
В данном случае, межотчетным периодом будет условный промежуток времени между 31 декабря 2023 года, 24:00 часов, и 1 января 2024 года, 00:00 часов.
При любом способе перехода на ФСБУ 14/2022 его последствия будут отражены только в бухгалтерской отчетности за 2024 год.
Проводки по переходу упрощенным способом
Для группы 1:
1. При упрощенном способе перехода, если НМА не теряет свой статус, не требуется корректировка амортизации. Ежемесячная сумма амортизации будет пересчитана с января 2024 года, но проводки в учете не требуются. Сальдо по счетам 04 и 05 останется прежним.
2. Если компания решает корректировать балансовую стоимость НМА, то при упрощенном способе проводки на счет 04 не затрагиваются (согласно рекомендация Фонда НРБУ «БМЦ» от 13.10.2023 № Р-155/2023-КпР). Амортизацию, рассчитанную по новым правилам, следует отразить следующим образом:
- Дебет 84, Кредит 05: доначислена амортизация НМА.
- Дебет 05, Кредит 84: уменьшена начисленная амортизация НМА.
Если сумма амортизации на момент перехода не отразилась в финансовых результатах, например, относится к незавершенному производству или остаткам готовой продукции на складе, то необходимо скорректировать остатки и на других счетах:
- Дебет 20, 23, 25, 26, 40, 43 и т. д., Кредит 05: увеличены затраты на производство на сумму доначисленной амортизации.
- Или Дебет 05, Кредит 20, 23, 25, 26, 40, 43 и т. д.: уменьшены затраты на производство на сумму уменьшенной амортизации.
Для группы 2:
Объекты, которые теряют статус НМА, должны быть списаны в межотчетный период с использованием счета 84 (согласно подпункту "в" пункта 53 ФСБУ 14/2022):
- Дебет 84, Кредит 04: списана первоначальная стоимость объекта.
- Дебет 05, Кредит 84: списана накопленная амортизация.
Для группы 3:
Активы, которые приобрели статус НМА, должны быть переведены в состав НМА (согласно подпункту "б" пункта 53 ФСБУ 14/2022). Проводки зависят от того, с какого счета производится перевод.
- Дебет 04, Кредит 97: балансовая стоимость неисключительных прав пользования, которая ранее была отражена на счете 97, отражается в составе НМА.
Если стоимость лицензионного программного обеспечения (ПО) ниже установленной стоимости для НМА, то оно должно быть списано:
- Дебет 84, Кредит 97: списано малоценное лицензионное ПО.
- Дебет 014: малоценное лицензионное ПО отражено за балансом.
Проводки по переходу ретроспективным способом
Ретроспектива является более сложным способом перехода на новый стандарт. Его применение имеет смысл только для организаций, сдающих консолидированную отчетность. Проводки во многом схожи с проводками при упрощенной ретроспективе. Давайте рассмотрим основное отличие на примере переходных проводок для первой группы НМА.
При полной ретроспективе по НМА, которые не теряют свой статус, при необходимости пересчитываются и балансовая стоимость, и начисленная амортизация.
В отличие от упрощенного способа, здесь затрагивается счет 04.
При увеличении балансовой стоимости НМА:
- Дебет 04, Кредит 84: увеличение первоначальной стоимости НМА в связи с переходом на ФСБУ 14/2022.
- Дебет 84, Кредит 05: увеличение амортизации из-за корректировки балансовой стоимости НМА. Эта проводка должна быть по стоимости меньше первой, чтобы гарантировать увеличение балансовой стоимости НМА.
При уменьшении балансовой стоимости НМА:
- Дебет 84, Кредит 04: уменьшение первоначальной стоимости НМА в связи с переходом на ФСБУ 14/2022.
- Дебет 05, Кредит 84: уменьшение амортизации из-за корректировки балансовой стоимости НМА. Эта проводка должна быть по стоимости больше первой, чтобы гарантировать уменьшение балансовой стоимости НМА.
Отправляйте электронную отчетность в ФНС, СФР, ЦБ, Росстат, Росалкогольрегулирование, Росприроднадзор и ФТС с помощью сервиса 1С-Отчетность. Составляйте отчеты в привычном «1С:Предприятии» и следите за перемещением документов до контролирующего органа.
Выводы
Применение нового стандарта по НМА обязательно для всех компаний.
Компании, которые имеют право на упрощенное ведение бухгалтерского учета, могут не использовать отдельные положения нового ФСБУ 14/2022, что упрощает учет. Однако важно правильно прописать эти упрощения в учетной политике.
Новые правила по НМА не влияют на порядок налогового учета. Поэтому в учете возникнут постоянные налоговые разницы между бухгалтерским и налоговым учетом для организаций, применяющих общую систему налогообложения. Будьте внимательны.
Закон устанавливает штрафы за ошибки в бухгалтерском учете:
- 10 000 рублей за грубое нарушение правил учета доходов и расходов;
- 30 000 рублей для тех, кто допускал нарушения в течение более чем одного налогового периода (согласно ст. 120 НК).
Налоговые органы, скорее всего, не будут интересоваться фактом неприменения ФСБУ 14/2022, так как новые правила по НМА не влияют на налоговые суммы.
Однако возможны вопросы от аудиторов относительно бухгалтерского учета. Поэтому игнорирование новых правил не рекомендуется. Следует соблюдать стандарты бухгалтерского учета.